События от горожан для горожан: насколько тема массовых уличных мероприятий сейчас актуальна для урбанистов? «Уличные мероприятия активизируют общественные пространства и поддерживают культурное разнообразие, помогают развивать стритритейл и продлевают время «жизни» города до позднего вечера».
На этой неделе завершается Фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!», который был организован Правительством Москвы. Спецификой фестиваля стало то, что к нему можно было присоединиться как в роли участника, так и организатора. Принимать участие в организации могли как физические, так и юридические лица. Фестиваль стал поддержкой города для развития своего бизнеса. Компании могли бесплатно арендовать городские площадки, повышать узнаваемость своего бренда, воспользоваться специальными предложениями от партнёров фестиваля для развития своего дела. Самым активным организаторам открывалась возможность получить рекламную кампанию в своём районе в подарок от Правительства Москвы. Только в первый день фестиваля, его участниками стали около 100 тысяч человек, и с каждым днём лета он всё набирал обороты. Фестиваль стал очень популярным среди москвичей, нам интересно было рассмотреть этот феномен через призму урбанистики, поэтому мы задали несколько вопросов эксперту руководителю проектов территориального развития FOX MASTER PLAN, Полине Кириенко.
Насколько тема массовых уличных мероприятий сейчас интересна и актуальна для урбанистов?
Городская событийная программа, особенно летняя, всегда будет актуальна, так как уличные мероприятия активизируют общественные пространства и поддерживают культурное разнообразие, помогают развивать стритритейл и продлевают время «жизни» города до позднего вечера.
Можно ли феномен популярности городских массовых мероприятий объяснить лишь тем, что они бесплатные?
Людям нужны люди, и именно поэтому все уличные мероприятия становятся популярными. Когда ты прогуливаешься по Бульварному кольцу и видишь, что толпа на что-то смотрит, тебе тоже становится интересно, и ты присоединяешься к ней. Бесплатность мероприятия в данном случае является лишь дополнительным плюсом, так как я сомневаюсь, что большая часть посетителей строго следует расписанию и приходит на конкретную постановку; скорее, это случайные любопытные прохожие.
Массовые уличные мероприятия в основном проводят в крупнейших городах России. В районных центрах и небольших областных такие мероприятия в основном приурочены к крупным государственным праздникам. При этом, в соответствии с небольшим масштабом и небольшим количеством зрителей в районных центрах затраты на такие массовые уличные мероприятия соизмеримо меньше. Почему в муниципалитетах опыт проведения массовых уличных мероприятий не приживается? Дело только в бюджете?
Массовое мероприятие можно провести и с незначительным бюджетом; главный вопрос всегда заключается в желании местной администрации и наличии активистов. Когда речь идет о лете, то сразу возникает образ перекрытой улицы местного Арбата. Однако, как только эта тема поднимается, появляются громкие противники данной ситуации, которых слышно лучше, так как они более выразительны, чем молчаливое большинство, которому идея перекрытой улицы могла бы понравиться. Но если все складывается удачно: администрация готова согласовать все необходимые вопросы, а активисты провести мероприятие, и в городе есть альтернативная площадка, то можно получить такие фестивали, как «Лето на заводе» в Сысерти, «Выкса-фестиваль» в Выксе и другие замечательные мероприятия.