Город ожил в эти выходные. Город Ярославль рукоплескал и преображался. 47 театральных событий, 15 театров и современных театральных форматов, более 15 разнообразных площадок, 150 участников и тысячи зрителей. Два дня неповторимых эмоций, экспериментов и открытий, где главные роли сыграли не только актеры, но и ярославские улицы, здания, пространства и даже транспорт.
Оставайтесь в курсе фестивальной жизни! Подпишитесь на наши канал в Telegram и сообщество в ВКонтакте!
Фестиваль нельзя назвать театральным, это был #непростотеатр, в этом проекте соединилось многое — современный театр во всем многообразии форматов, молодые театральные экспериментаторы - наследники Федора Волкова, памятники архитектуры, дворы, особняки, городские пространства и, главное — дух города, города, которому больше 1000 лет и который стоял у истоков появления первого русского театра.
Команда отчаянных театралов решила вывести театр из привычных стен в естественные декорации города и показать, что для Ярославля «из всех искусств важнейшим является …. театр».
Два дня в городе проходили удивительные вещи: на Волжской набережной играл и шумел на гигантских картонных инструментах Официальный оркестр выдуманного государства Картония, в Депутатском переулке, среди бывших купеческих особняков и торговых лавок ретро-автомобили встали в «Пробку Мира», и в них играли моноспектакли из русской и советской классики и суперсовременной драматургии. Территория бывшего мужского Спасо-Преображенского монастыря превратилась в танцевальные подмостки для Свободного театра современного танца из Перми и Театра Егора Дружинина из Москвы, по улице Кирова в гуляли живые арт-объекты из Пушкинского «Лукоморья». Прямо у подножия памятника Федора Волкова театр Константина Кожевникова представил стендап «Федор Волков. Первый русский», отсюда же отправлялись в путь «Пешеходы» Казанского ТЮЗА с невероятной актерской импровизацией. У Театра юного зрителя прямо на детской площадке дети пели и танцевали под рэп-сказку театра «Циники» из Москвы.
Потрясающей стала площадка бывшего Мукомольного завода, паровой мукомольной мельницы купца П.Крохоняткина. Старые стены стали идеальными декорациями для сюжетов Исаака Бабеля в спектакле «Триптих» театра «Вне стен» и постановки «Друг мой» Проекта «Л.А.К» из Саратова, здесь же состоялся «Научный перфоманс» Васи Ложкина.
Театр был повсюду: в ресторане русской кухне с историей о ярославском купечестве и на территории бывшей Ярославской большой мануфактуры с пронзительной документальной постановкой - на этих площадках прошли премьеры в постановке участников режиссерской лаборатории фестиваля «Будущее театральной России» при поддержке Благотворительного фонда поддержки и развития Театра им. Ф. Волкова.
Ночной клуб стал площадкой для трогательных показов ярославских любительских театров - Благотворительного фонда помощи тяжело больным детям «Дети Ярославии» и Театр.ТЕХ (ЯГТУ). Там же московский театр «Циники» показал сове прочтение Достоевского, а Питерское театральное объединение «Куль» устроило финскую свадьбу.
И самое главное - что дал фестиваль городу — пять новых театральных форматов. Многие горожане были удивлены появлению на первом маршруте черного трамвая с мерцающими синими огоньками в салоне. Это - первый театральный трамвай с аудиоспектаклем о незадачливом студенте, волею случая оказавшегося в ярославском трамвае и лирическое признание в любви к своему городу. Специально для Ярославля его поставил маэстро сайт-специфик театра, главный режиссер Казанского ТЮЗа Радион Букаев. В России всего два театральных трамвая: в Казани и Калининграде, а теперь и в Ярославле. В ближайшее время появится его расписание на постоянной основе.
Удачей фестиваля назвали театроведы спектакль «Пятое измерение» в красном экскурсионном автобусе. Аудио-визуальный спектакль-путешествие по произведениям мировой драматургии, сделанный по всем законам жанра сайт-специфик режиссером театра им. Ф. Волкова Сергеем Карповым. Этот формат ярославцы также смогут увидеть еще не раз. Также взглянуть по-новому на знакомые казалось бы места, связанные с историей и культурой Ярославля, стало возможно благодаря появлению театрализованного аудиопроменада «Волков. Голос».
«Волков. Голос» открыл нам и красоту неочевидных исторических памятников, и красоту дворов, - написала о спектакле исследователь театра, театральный критик, кандидат искусствоведения Юлия Клейман, - а байопик о первом русском актере стал универсальной историей о об умении мечтать и идти к своей мечте вопреки всему.
В прямом смысле самый вкусный формат этого фестиваля — гастрономический театр. Вкусы, запахи и даже тактильные ощущения сплелись в единый сценарий и стали частью театрального представления за обедом в постановке главного режиссера Волковского театра Александра Созонова.
Фестиваль «Волков. Подмостки» предоставил уникальный шанс ярославцам оказаться «по ту сторону рампы», воплотить свои идеи и раскрыть в себе новые грани - вчерашние зрители стали соавторами и актерами постановки в новом формате - Театр горожан, который представил спектакль «Я-Ярославль!» в Доме актера им. Сергея Пускепалиса.
И самый современный формат фестиваля «Волков. Подмостки» - грандиозное шоу с видеопроекцией на стену Знаменской башни, которой более 300 лет! Музыка, стихи, видеоарт - главный режиссер Александр Созонов и артисты Волковского театра представили ярославцам новый театральный жанр — медиапоэзия. Спектакль стал финальной точкой первого #непростотеатрального фестиваля «Волков. Подмостки» и стартом юбилейного 275-го театрального сезона в театре им Волкова.
Занавес. Бурные аплодисменты команде проекта: компании «Волга групп», коллективу театра им. Ф. Волкова, продюсерскому центру «Пир на Волге». И огромное спасибо Президентскому фонду культурных инициатив, при поддержке которого реализуется этот проект.