Осенью этого года в России пройдёт ежегодный кинофестиваль Послание к человеку 2025.
Послание к человеку 2025
В этом материале ALLFEST.RU вам расскажет о том, где пройдёт, датах и месте проведения, а также познакомим с программой кинофестиваля и расскажем как добраться до площадки мероприятия.
Также вы узнаете о цене, стоимости и местах продажи билетов, какие фильмы покажут, какой лайн-ап и состав участников, расписании выступлений.
Место проведения
Где пройдёт мероприятие? Место проведения кинофестиваля Послание к человеку 2025 – город Санкт-Петербург, локация уточняется.
В программе «Послания» традиционно участвуют около двухсот полнометражных и короткометражных фильмов со всего мира. Сеансы проходят на главных киноплощадках Санкт-Петербурга.
Дата проведения
Когда пройдёт мероприятие? Даты проведения ежегодного кинофестиваля Послание к человеку 2025, который состоится в Санкт-Петербурге - с 17 по 25 октября.
Кроме того, с 1 по 30 ноября в пяти регионах России пройдет «Эхо «Послания к человеку» с участием лучших картин фестиваля.
Оставайтесь в курсе фестивальной жизни! Подпишитесь на наш канал в Telegram и сообщество в ВКонтакте!
Информация о билетах, цене и доступе на мероприятие
Информацию о стоимости билетов на кинофестиваль Послание к человеку 2025 вы можете найти по ссылке ниже на нашем сайте ALLFEST.RU, как только они появятся в продаже.
Программа
Сейчас мы познакомим вас с программой кинофестиваля Послание к человеку 2025.
Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» объявляет даты проведения и открывает прием заявок на участие в конкурсной программе.
В 2024 году кинопоказы и другие события “Послания к человеку” посетили десятки тысяч зрителей. Интерес аудитории к содержательным, современным по форме фильмам только возрастает год от года.
“У отборщиков больших фестивалей есть стойкое убеждение, что конкурсы не должны быть слишком сильными, что нужно соблюдать пропорции между очевидно яркими и менее яркими картинами. Программеры “Послания к человеку” не разделяют веры в это общее правило. Как и в прошлые годы, мы упорно ищем отличное кино со всех концов Земли и искренне рассчитываем увидеть его и в заявках на конкурсы этого года” - программный директор кинофестиваля «Послание к человеку» Михаил Ратгауз.
Отборочная комиссия Программной дирекции 35-го МКФ «Послание к человеку» открывает прием заявок для участия в трех конкурсах: Международном, Национальном и Экспериментальном конкурсе In Silico.
Сроки подачи заявок: с 21 января по 1 июля 2025 года.
Жюри фестиваля оценит картины в следующих номинациях:
- Гран-при «Золотой Кентавр» за лучший фильм кинофестиваля, денежный приз 250 тысяч рублей: присуждает жюри Международного конкурса.
- 3 Специальных приза жюри Международного конкурса «Серебряный Кентавр», денежный приз 100 тысяч рублей к каждому призу: присуждает жюри Международного конкурса.
- Специальный приз «Серебряный Кентавр» и 100 000 рублей за лучший документальный фильм Национального конкурса: присуждает жюри Национального конкурса.
- Специальный приз жюри «Серебряный Кентавр» и 50 000 рублей (с пояснительной формулировкой) присуждает жюри Национального конкурса.
- Приз жюри Экспериментального международного конкурса In Silico за лучший экспериментальный фильм – «Серебряный Кентавр» и денежный приз 100 тысяч рублей.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС
На призы фестиваля и главную награду — Гран-при «Послания к человеку» — будут претендовать все участники Международного конкурса: полнометражные документальные проекты и короткометражные работы — документальные, игровые, анимационные.
«В центре Международного конкурса 35-го юбилейного „Послания к человеку“ темы и сюжеты, которые интересовали фестиваль с момента его рождения: спор камеры с реальностью, героя с самими собой, жизни со смертью. Мы собрали фильмы, которые живут в сложном диалоге. Говорят о болезненном настоящем и не менее болезненном прошлом (как „Истории израненной земли“ и „Комендант“), о реальности, подрывающей любые социальные концепты („Крестная“), или о жизни, превращенной в совершенную мечту („Грациано: история отшельника“). Вы увидите, как продолжает растворяться когда-то плотная граница между fiction и non-fiction („Говори со мной, ветер“), и посмотрите убедительный исторический док, рассказанный машиной — о событиях, которых не было („09/05/1982“). Каждый из фильмов конкурса — о человеке как о части громадного мира и в то же время о самодостаточной единице, существе, которое само по себе равно целой вселенной»‚—председатель отборочной комиссии Международного конкурса Василий Степанов.
Полнометражные документальные фильмы:
- НОВОЕ НАЧАЛО (New Beginnings), 2025, Изабель Ингольд, Вивиан Перельмутер (Бельгия);
- ГОВОРИ СО МНОЙ, ВЕТЕР (Wind, Talk To Me), 2025, Стефан Джорджевич (Сербия, Словения, Хорватия);
- КОМЕНДАНТ (The Governor), 2024, Даниэль Эльпелег (Израиль);
- ГРАЦИАНО: ИСТОРИЯ ОТШЕЛЬНИКА (Graziano: A Hermit’s Story), 2024, Йозефин ван дер Аэлст (Бельгия, Германия);
- ПОЛЯ ПАДЕНИЯ (Fallout Zones), 2025, Игорь Елуков (Россия);
- КРЕСТНАЯ (The Godmother), 2024, Маржена Сова (Бельгия, Франция);
- ИСТОРИИ ИЗРАНЕННОЙ ЗЕМЛИ (Tales of the Wounded Land), 2025, Аббас Фахдель (Ливан);
- ВСЕГДА (Always), 2025, Деминг Чен (США, Франция, Китай, Тайвань).
Короткометражные документальные фильмы:
- БЕССОННИЦА (Insomnia), 2025, Артем Сенковский и Ксения Гаун (Россия);
- АОИ ЯМАДА (Aoi Yamada), 2025, Виталий Акимов (Франция);
- КАК-ТО ЛЕТОМ Я ПИЛ БАБЛ-ТИ (One Summer Day, I Drank Bubble Tea), 2025, Маунг Сан (Мьянма, Франция);
- ГРАЖДАНИН ЗАКЛЮЧЕННЫЙ (Citizen-Inmate), 2025, Хесам Эслами (Иран);
- В ЖЕСТЯНОЙ БАНКЕ НА КРЫШЕ МИРА (For Here Am I Sitting in a Tin Can Far Above the World), 2024, Гала Эрнандес Лопес (Франция);
- 09/05/1982, 2025, Камило Рестрепо и Хорхе Кабальеро (Испания);
- СИЛЬВЕСТЕРКЛАУЗЕН (Silvesterchlausen), 2025, Эндрю Норман Уилсон (США);
- МЕНЯ ЗОВУТ НЕФТЬ (My Name Is Oil), 2025, Игорь Смола (Азербайджан);
- КТО ИМЕЛ ЕВУ (Some of You Fucked Eva), 2025, Лилит Грасмуг (Франция);
- ВРАСТАЮЩИЕ ТЕЛА (Merging Bodies), 2024, Адриан Пачи (Италия, Албания);
- ОСТРОВ ЮНОСТЬ (Youth Is an Island), 2024, Луиз Эрнандес (Франция);
- 3350 КМ (3350 KM), 2024, Сара Контар (Франция, Сирия).
Игровые короткометражные фильмы:
- SAMBA INFINITO, 2025, Леонардо Мартинелли (Бразилия, Франция);
- А ЕСЛИ НАС БУДУТ БОМБИТЬ? (What If They Bomb Here Tonight), 2025, СамирСириани (Ливан);
- ВВЕРХ (Upper), 2024, Леннерт Маду (Бельгия);
- СМЕРТЬ ГЕРОЯ (The Death of a Hero), 2024, Карин Франц Кёрлоф (Швеция);
- ЗАПИСКИ ПОЭТА (Notes From a Poet), 2025, Симон Гарез (Канада);
- ПРИРОДА СОБАК (The Nature of Dogs), 2024, Пом Бунсермвича (Таиланд, США, Сингапур, Гонконг);
- МЕЖДУ БУРЯМИ (In Between Storms), 2025, Фран Заяс (Пуэрто-Рико);
- MENSCH, 2024, Лука Леллуш (Франция);
- ЗРЕЛИЩЕ (The Spectacle), 2025, Балинт Кеньереш (Венгрия, Франция);
- БЕРЕЗЫ (The Birches), 2025, Мария Сергеева-Кашлачева (Россия);
- Я ВСЕ ЕЩЕ СЛЫШУ (I Hear It Still), 2025, Констанс Бонно (Франция);
- ДОРОГА ДОМОЙ (Reversed Footsteps), 2025, Максим Еруженец (Армения, Россия).
Анимационные короткометражные фильмы:
- ЗАВТРА ДОЖДЯ НЕ БУДЕТ (It Shouldn’t Rain Tomorrow), 2024, Мария Триго Тейшейра (Португалия, Германия);
- ПОХЛОПАЕМ СМЕРТИ! (A Round of Applause for Death), 2024, Стивен Ирвин (Великобритания);
- ОЧКИ (Glasses), 2025, Джоунг Юми (Южная Корея);
- СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛ В ПРОСТРАНСТВЕ, 2025, Лера Олейникова (Россия);
- ПРОБЛЕМЫ ОДИНОКОГО СОЗНАНИЯ (Challenges of a Solitary Mind), 2025, Ротхауг Астрид (Австрия);
- ГОРОДСКОЙ ДУЭТ (Urban Duo), 2024, Хонгю Юэ (Китай);
- ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ (Ordinary Life), 2025, Ёрико Мидзусири (Франция, Япония);
- БЕЗЗВУЧНАЯ ПАНОРАМА (Silent Panorama), 2024, Николя Пире (Бельгия);
- КОШМАРНЫЕ СНЫ В ЦИРКЕ (Shocking Dreams in the Circus), 2024, Сунь Сюнь (Китай);
- DROOMADOM, 2025, Йохоу Луция (Австрия);
- МЕЧТЫ ШТАМПФЕРА (Stampfer Dreams), 2024, Томас Ренольднер (Австрия).
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
Полные и короткие метры российского производства сойдутся в конкурсной борьбе за звание лучших. Скидок на хронометраж не делается.
«В этом году Национальный конкурс стал еще моложе, количество дебютов и вторых картин молодых российских кинематографистов увеличилось, что во многом связано с количеством киношкол, выпускники которых увлеченно работают с разнообразными художественными формами документального кино. Поэтому в фокусе отборщиков были в первую очередь особенности киноязыка. Среди выбранных картин есть и классические фильмы наблюдения, и монтажные эксперименты, и работа с хроникой, анимадок, философские эссе, и даже документальный сериал. Программа конкурса демонстрирует большое разнообразие индивидуальностей, широкий жанровый спектр и явное любопытство по отношению к миру, за которым молодые режиссеры наблюдают через документальный объектив», — куратор Национального конкурса Алена Солнцева.
Фильмы:
- ПЕЙЗАЖ С ОЖИДАНИЕМ (Landscape Waiting), 2025, Мария Седяева (Россия);
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (Birthday), 2025, Мурад Камалов (Россия);
- МАГАЗИН (The Store), 2025, Елизавета Саввина (Россия);
- СЕСТРЫ (Sisters), 2025, Яна Рейнсон (Россия);
- ПРИКЛЮЧЕНИЯ РЕАЛЬНОГО САМУРАЯ В МИРЕ КАТАСТРОФ (Adventures of a Real Samurai in the World of Disasters), 2025, Дмитрий Воробьев, Лидия Осокина (Россия);
- ПРАЗДНИКИ (Holidays), 2025, Александр Зубковский (Россия);
- ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ (Mind the Closing Doors), 2025, Яна Исаенко (Россия – Франция);
- Я НЕ КАРЕНИНА (Not Karenina), 2024, Павел Тимофеев (Россия);
- ОДНАЖДЫ В ЛЕНИНГРАДЕ (Once Upon a Time in Leningrad), 2025, Михаил Архипов (Россия);
- СТАРЫЙ ДОМ (Old House), 2025, Любовь Колыханова (Россия);
- ΚΟΙΝΟΣ ΚΟΣΜΟΣ (ΚΟΙΝΟΣ ΚΟΣΜΟΣ), 2024, Яна Осман, Антон Хамчишкин (Россия);
- ИНСТИНКТ (The Instinct), 2025, Филипп Устинов (Россия);
- ТРИ ЖИЗНИ БОРИСА (The Three Lives of Boris), 2025, Алиса Тамарова (Россия);
- СЕТИ (Nets), 2025, Софья Келер (Россия);
- РАЗГОВОР (Conversation), 2025, Маша Годованная (Россия, Мексика);
- СТОЛ (The Table), 2025, Иван Власов (Россия);
- СЧАСТ (HAPPIN), 2024, Инна Кудрявцева (Россия);
- НАМ ЗДЕСЬ ТЕСНО (Not Enough Space), 2025, Артем Игнатьев, Антон Петров (Россия);
- СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ (Harmony and Love), 2025, Арина Гализдра (Россия);
- ВЕРА ВИШЕВА (Vishev. Pause), 2025, Константин Атаманюк (Россия).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ IN SILICO
Конкурс In Silico отмечает юбилей вместе с фестивалем: в этом году он проходит в 15-й раз.
«На прошлом фестивале мы показывали нейрофильмы в программе „Киберглаз“, а сейчас они составили половину конкурса. Скоро благодаря ИИ выбор между документальной и игровой формой станет для автора чисто стилистическим. Взаимоотношения человеческого и техногенного — пожалуй, главная тема программы этого года. В 15-м конкурсе In Silico участвуют 20 фильмов. Среди режиссеров много знакомых имен: Анаис Ибер, Никита Спиридонов, Кристоф Жирарде, Кристин Люси Латимер, Джулия Магно, Андреа Гатопулос, Карлос Веландия и Анхелика Рестрепо, Николас Шмидт, Йорн Штагер — два последних автора участвовали в первом конкурсе In Silico в 2011 году», — отборщик Экспериментального конкурса In Silico Михаил Железников.
Фильмы:
- ПОРТРЕТ-КОЛЛАЖ – КЛЕР ПАНАЖЕ (Portrait-Collage – Claire Panaget), 2024, Анаис Ибер (Франция);
- ИНАЯ ЦЕЛЬ (A Different Goal), 2024, Марко Жубер (Канада);
- ЛАЙКА НИКОГДА НЕ ВЕРНЕТСЯ НА ЗЕМЛЮ (Laika Will Never Return to Earth), 2025, Тимур Молчанский (Россия);
- СЕКРЕТНАЯ СИСТЕМА НЕДОПОНИМАНИЯ – 2 (Secret [mis]communication system 2), 2025, Никита Спиридонов (Россия);
- СТО ЛЕТ СПУСТЯ (One Hundred Years Later), 2025, Кристоф Жирарде (Германия);
- ТЕОРИЯ ЭГРЕГОРОВ (The Eggregores' Theory), 2024, Андреа Гатопулос (Италия);
- МАНИФЕСТ ДЛЯ ИИ БУДУЩЕГО (Manifesto for Future AIs), 2025, Себастьян Маккиа (США);
- ТОТ, С КЕМ МОЖНО КРАСТЬ ЛОШАДЕЙ (Someone To Steal Horses With), 2025, Дилан Пейлс-Фридман (Италия, США);
- МЫ ДЕЛАЛИ ТЕЛЕФОНЫ (We Made Telephones), 2024, Бен Янг (Великобритания);
- AFERRADO (Aferrado), 2024, Эстебан Асуэла (Мексика);
- НЕВА (Neva), 2024, Елизавета Жарикова (Россия);
- ИНЦИДЕНТЫ ОГРАНИЧЕННОГО БУДУЩЕГО (Incidents of a Finite Future), 2024, Джордж Дривас (Греция);
- АКТИВЫ (Assets), 2025, Кристин Люси Латимер (Канада);
- ПЕННАЯ ВАННА (Bubble Bath), 2025, Джулия Магно (Италия);
- МИССИЯ «РОССИЯ» (Mission Motherland), 2025, Анна Граве (Россия);
- ГИМН ЧУМЕ (Hymn of the Plague), 2024, Ataka51 (Россия);
- ЧАС ПРИЗРАЧНЫХ ОЩУЩЕНИЙ (The Ghost Feel Hour), 2025, Ээро Тамми(Финляндия);
- КАК ЛОШАДИ ПОД ДОЖДЕМ (Like Horses Standing In The Rain), 2024, НиколасШмидт (Германия);
- ПОД ЛУЧАМИ (Under Rays), 2025, Йорн Штагер (Германия);
- ЭТО НЕ ВАШ САД (This Is Not Your Garden), 2025, Карлос Веландия и Анхелика Рестрепо (Колумбия).
ДЕСЯТЬ: ГРАН-ПРИ РАЗНЫХ ЛЕТ
Кураторы: Михаил Железников, Михаил Ратгауз, Алена Солнцева и Василий Степанов
«В юбилейный, 35-й год программеры “Послания к человеку” захотели вернуть на экраны то золото, которое намыли коллеги за эти три с половиной декады. Наш принцип работы был прост: мы наклонились над этим колодцем времени, посмотрели только на поверхность воды — на фильмы, получившие Гран-при, — и подняли обратно на свет все самое ценное, не потерявшее своего блеска.
Когда вы придете на сеансы, вы увидите несколько картин, ставших классикой дока и анимации. Но еще вы сможете встретиться с самой природой времени, с тем, как менялись местами условное и безусловное, оценить, как прожил эти десятилетия сам метод близкого наблюдения за реальностью», — Михаил Ратгауз, один из кураторов программы.
Среди фильмов программы — «неприкосновенный запас» отечественной документалистики, «Беловы» Виктора Косаковского и «Хлебный день» Сергея Дворцевого; шедевры российской анимации «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского и «Моя любовь» Александра Петрова; мастерские примеры разных техник в документальном кино «Кармен встречает Бората» Мерседес Сталенхоф и «Пленница» Бернадетт Тузы-Риттер.
Фильмы:
- А РОДИТЕЛИ ПРИДУТ СО МНОЙ ПОВИДАТЬСЯ? (Will My Parents Come to See Me), 2022, Мо Хараве(Австрия, Германия, Сомали);
- БЕЛОВЫ, 1992, Виктор Косаковский (Россия);
- ГАРМОНИЯ, 2017, Лидия Шейнина (Россия);
- ГЛУБИНА ДВА (Dubina dva), 2016, Огнен Главонич (Сербия, Франция);
- КАРМЕН ВСТРЕЧАЕТ БОРАТА (Carmen Meets Borat), 2008, Мерседес Сталенхоф (Нидерланды);
- ЛЕВ С СЕДОЙ БОРОДОЙ, 1994, Андрей Хржановский (Россия);
- МОЯ ЛЮБОВЬ, 2006, Александр Петров (Россия);
- ПЛЕННИЦА (A Woman Captured), 2017, Бернадетт Туза-Риттер (Венгрия, Германия);
- ФАТА-МОРГАНА (Fata Morgana), 2005, Анастасия Лапсуй, Маркку Лехмускаллио (Финляндия);
- ХЛЕБНЫЙ ДЕНЬ, 1998, Сергей Дворцевой (Россия).
ПАНОРАМА.DOC
Кураторы: Наталия Пылаева, Иван Лабутин
«В 2025 году в программу Панорама.doc вошли пять фильмов о воле к свободе, способах эскапизма и стоического противостояния давлению жизни, динамике личного и социального. В их числе документальный политический триллер о деколонизации Конго “Саундтрек к государственному перевороту” и “Люмьеры. Путешествие продолжается!” — признание в любви к родоначальникам кинематографа от директора Каннского кинофестиваля», — кураторы программы Наталия Пылаева и Иван Лабутин.
Фильмы:
- АДРИАННА И ЗАМОК (Adrianne & the Castle), 2024, Шеннон Уолш (Канада);
- БАЛОМАНИЯ: СЕКРЕТНАЯ СУБКУЛЬТУРА ФАВЕЛ (Balomania), 2024, Сиссель Морелль Даргис (Дания, Испания);
- ЛЮМЬЕРЫ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! (Lumière, L’Aventure Continue), 2025, Тьерри Фремо (Франция);
- ОБРАЗ (Imago), 2025, Дени Умар Пицаев (Франция, Бельгия);
- САУНДТРЕК К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕРЕВОРОТУ (Soundtrack to a Coup d'Etat), 2024, Йохан Гримонпре (Бельгия, Франция, Нидерланды).
ДВОЙНЫЕ ВЕРШИНЫ
Программа «Двойные вершины» позаимствовала свое название у культового фильма Дэвида Линча с его концепцией сдвинутой реальности. Эта тема есть и в фильмах программы, снятых режиссерами с мировой славой. Запутанным отношениям реалий и мифов в авторитарном обществе посвящен фильм-обладатель главного приза Каннского фестиваля «Простая случайность» Джафара Панахи. Воспоминания и фантазии, похожие на галлюцинации, в кислотно-ярком «Воскрешении» восходящей звезды мирового кино Би Ганя и в черно-белой «Новой волне» классика американских независимых Ричарда Линклейтера переходят в игру с цветом. В драме «Отражения №3» Кристиана Петцольда, одного из лидеров Берлинской школы, боль утраты заставляет героев проецировать образы умерших на случайных живых.
Фильмы:
- ВОСКРЕШЕНИЕ (Kuang ye shi dai), 2025, Би Гань (Китай, Франция);
- НОВАЯ ВОЛНА (Nouvelle Vague), 2025, Ричард Линклейтер (Франция, США);
- ОТРАЖЕНИЯ №3 (Miroirs No. 3), 2025, Кристиан Петцольд (Германия);
- ПРОСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ (Un simple accident), 2025, Джафар Панахи (Иран, Франция, Люксембург).
НОВЫЕ ГОЛОСА
Куратор: Михаил Ратгауз
«Программа “Новые голоса” когда-то придумывала себя как посвящение молодости, для которой еще ничего не решено и которая хочет все переиграть по-своему. Каждый год ее куратор пускался в дорогу в поисках ослепительной эстетической новизны и натыкался на плотную стену из вариаций давно знакомого.
Так что со временем старый, наивный план становился чем-то неважным. Теперь главным принципом стала музыкальность, программа как сложная гамма, она больше не заглядывает режиссерам в паспорта, а ищет свою, скромную гармонию», — куратор программы Михаил Ратгауз.
Среди фильмов программы — дебют Кристины Арутюнян «После сна», который спродюсировал Карлос Рейгадас; «Озеро» Фабриса Араньо, режиссерский дебют оператора и соратника Годара; один из главных синефильских хитов прошлого года «Огненный ветер» Марты Матеуш; «Перемотай и включи», фильм о Телониусе Монке призера Берлинале Алена Гомиса; «Перелетная птица» Ивана Курбакова, первый за всю историю программы фильм нашего соотечественника.
Программа проводится при поддержке посольства Швейцарии в России.
Фильмы:
- АЛЬФА (Alpha.), 2024, Ян-Виллем ван Эвейк (Нидерланды);
- МЭТТ И МАРА (Matt and Mara), 2024, Казик Радвански (Канада);
- ОГНЕННЫЙ ВЕТЕР (Fogo do Vento), 2024, Марта Матеуш (Португалия, Швейцария, Франция);
- ОЗЕРО (Le Lac), 2025, Фабрис Араньо (Швейцария);
- ПЕРЕЛЕТНАЯ ПТИЦА, 2025, Иван Курбаков (Россия);
- ПЕРЕМОТАЙ И ВКЛЮЧИ (Rewind & Play), 2022, Ален Гомис (Франция, Германия);
- ПОСЛЕ СНА (After Dreaming), 2025, Кристина Арутюнян (Армения, США, Мексика).
ПРОМЕЖУТОК: КИНОКУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРГА 1990-Х
Куратор: Егор Сенников
«Петербург 1990-х — это не только фильмы, но и своего рода кинематографический архив внутреннего состояния города, застывшего между памятью и хаосом. Фильмы этого десятилетия находились в поиске крупных аллегорий. Алексей Учитель в “Обводном канале” фиксировал зыбкое соседство безумия и искусства;Сергей Сельянов в “Духовом дне” искал новые формы метафизического повествования; Сергей Винокуров в “Упыре” соединял жанровый хоррор с реальностью постсоветского города, а Александр Баширов в “Железной пяте олигархии” превращал Петербург в театральную площадку революционной утопии. Короткий метр улавливал те же тревоги: призрачные переходные состояния, столкновение между прошлым и будущим, между уже несуществующим и еще не случившимся. Те же вопросы — о душе города, о границе между разными временами, о пустоте и надежде — звучали на разных уровнях: и в больших, эпических формах, и в малых, почти дневниковых опытах…» — куратор программы Егор Сенников.
Фильмы:
- ВОСХОД, 1993, Тимур Новиков, Сергей Шутов (Россия);
- ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ОДИНОЧЕСТВА, 1993, Эдуард Шелганов (Россия);
- ДОЖДИ В ОКЕАНЕ, 1994, Виктор Аристов, Юрий Мамин (Россия);
- ДУХОВ ДЕНЬ, 1990, Сергей Сельянов (СССР);
- ЁЛЫ-ПАЛЫ, или МИТЬКИ В ЕВРОПЕ, 1990, Алексей Учитель (СССР, Бельгия);
- ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА ОЛИГАРХИИ, 1997, Александр Баширов (Россия);
- ЖУК-1, 1995, Дмитрий Лурье (Россия);
- КОНЕЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, или НОВЫЙ ИКАР, 1992, Эдуард Шелганов (Россия);
- КОНЦЕРТ ДЛЯ КРЫСЫ, 1995, Олег Ковалов (Россия);
- МАНИФЕСТ НЕОАКАДЕМИЗМА, 1998, Ольга Тобрелутс (Россия);
- НАДЪ ОЗЕРОМЪ, 1995, Дмитрий Фролов (Россия);
- НИКОТИН, 1993, Евгений Иванов (Россия);
- ОБВОДНЫЙ КАНАЛ, 1990, Алексей Учитель (СССР);
- ПИНГВИНЫ, 1993, Тимур Новиков, Сергей Шутов (Россия);
- ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, 1993, Тимур Новиков, Сергей Шутов (Россия);
- ПРИВКУС, 1999, Дмитрий Лурье (Россия);
- ПРИЗРАКИ БЕЛЫХ НОЧЕЙ, 1991, Дмитрий Фролов (СССР);
- ПУСТОТА, 1996, Дмитрий Лурье (Россия);
- САМОЛЕТ, 1993, Тимур Новиков, Сергей Шутов (Россия);
- УПЫРЬ, 1997, Сергей Винокуров (Россия).
АР-ДЕКО: ИСКУССТВО БЫТЬ ГРОМКИМ
Куратор: Максим Селезнев
«Стиль ар-деко был впервые назван по имени на парижской Выставке декоративных искусств в 1925 году и сейчас отмечает свое столетие. Мы предлагаем взглянуть на его историю через призму кинематографа, мгновенно подхватившего идеи ар-деко, сделавшего их частью своего визуального языка.
Программа условно разделена на две главы: в первой речь пойдет о расцвете экранного ар-деко, о королеве стиля Грете Гарбо, пышных экспериментах Марселя Л'Эрбье и о переносе стиля в классические голливудские картины 1930-х. Вторая часть посвящена возвращению ар-деко в 70–80-х, но теперь уже в призрачном, хрупком и тревожном обличии — например, в семейном триллере Фассбиндера или холодной мелодраме Алена Рене.
Ар-деко — это коллекция противоречий. В нем изящество соединяется с избыточностью, экспериментальные порывы — с конформизмом, а праздничное ликование — с отчетливым предчувствием катастрофы. Маленькой галереей подобных искрящихся аномалий, собранием странных происшествий и станет программа “Ар-деко: искусство быть громким”. Каждый фильм здесь — не только эффектная визуализация характерных для ар-деко элементов, но и всегда эмоциональный парадокс, союз взаимоисключающих эмоций. Семь сеансов образуют фрагментарный алфавит чувств, которые вспыхивают в пространствах ар-деко: от влечения к экспериментам в “Бесчеловечной” до голливудской мелодраматичности “Женщин”, от мучительной холодности “Китайской рулетки” до ностальгии в фильме “E.1027», — куратор программы Максим Селезнев.
Программа сделана при поддержке Французского института в России и посольства Швейцарии в России.
Фильмы:
- 1027: ЭЙЛИН ГРЕЙ: ДОМ У МОРЯ (E.1027 – Eileen Gray And the House by the Sea), 2024, Беатрис Мингер, Кристоф Шауб (Швейцария);
- БЕСЧЕЛОВЕЧНАЯ (L'inhumaine), 1924, Марсель Л'Эрбье (Франция);
- ЖЕНЩИНЫ (The Women), 1939, Джордж Кьюкор (США);
- КИТАЙСКАЯ РУЛЕТКА (Chinesisches Roulette), 1976, Райнер Вернер Фассбиндер (ФРГ, Франция);
- МЕЛОДРАМА (Mélo), 1986, Ален Рене (Франция);
- ПАЛОМА (La Paloma), 1974, Даниэль Шмид (Швейцария, Франция);
- ПОЦЕЛУЙ (Kiss), 1929, Жак Фейдер (США).
ГРОТЕСК КАК ОТВЕТ
Куратор: Катерина Белоглазова
«Программа "Гротеск как ответ" исследует, как кино последних пяти лет реагирует на противоречия и конфликты современности, и находит им эстетические эквиваленты в нормализации абсурда, сюрреализме и критически заряженной эксцентрике. Турбулентное время новых 20-х принесло с собой категориальный сдвиг: реальность скомпрометировала себя, для разговора о ней потребовался уже совершенно иной метод. На смену медлительности и жизнеподобию пришел гротеск. С помощью жанровых девиаций и бесстрашия вымысла ему удалось вытащить на поверхность правду, саму суть. Будь то пламенный манифест жизни по собственным правилам в условиях радикального неравенства (“Светлое будущее” Лусии Гарибальди), макабрическая анимационная аллегория (“Птицы, у которых сломались ноги” Дирка Версхюре), поиск витальности в пустынной абстракции капитала ("Сто тысяч миллиардов" Виржиля Вернье) или интеллектуальная мультижанровая парабола (“Кафка для детей” Рои Розена) — в середине новых 20-х гротеск оказался кратчайшим путем между болевыми точками и, как ничто другое, стал резонировать с современностью. Программа предлагает пристально рассмотреть эту новую реакцию кино на сегодняшний день», — куратор программы Катерина Белоглазова.
Фильмы:
- 100000000000000 // СТО ТЫСЯЧ МИЛЛИАРДОВ (100000000000000 // Cent Mille Milliards), 2024, Виржиль Вернье (Франция);
- ФЛАТАЛИТИ, 2021, Михаил Максимов (Россия);
- КАФКА ДЛЯ ДЕТЕЙ (Kafka for Kids), 2022, Рои Розен (Израиль);
- ПТИЦЫ, У КОТОРЫХ СЛОМАЛИСЬ НОГИ (Birds Whose Legs Break Off), 2022, Дирк Версхюре (Нидерланды);
- СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ (A Bright Future), 2025, Лусия Гарибальди (Уругвай, Аргентина, Германия);
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ (Undergods), 2020, Чино Мойя (Великобритания, Бельгия, Эстония, Сербия, Швеция).
КАРТОГРАФИРУЯ ПАРИЖ. НОВОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО
Куратор: Алиса Насртдинова
«Программа “Картографируя Париж. Новое французское кино” объединяет три фильма, в которых городской ландшафт выступает не только как место действия, но и как среда политической и телесной вовлеченности, пространство коллективной и личной памяти. В “Битве при Сольферино” Жюстин Трие передает напряжение, возникающее на улицах Парижа во время президентских выборов, когда личное и политическое пересекаются. В фильме “Мы” Алис Диоп показывает обитателей Парижа и его пригородов, объединенных одной железнодорожной веткой, коллективной памятью и неочевидными личными связями. “Воспоминания о Париже” Алис Винокур исследует интимное переживание посттравматического опыта в городе, где произошел теракт. Женская перспектива, представленная в программе через яркие фигуры нового французского кино, остается особенно внимательной к телесному и аффективному опыту — тому, что оказывается на периферии “больших нарративов”, с которыми соприкасается каждый из фильмов», — куратор программы Алиса Насртдинова.
Программа проводится при поддержке Французского института в России.
Фильмы:
- БИТВА ПРИ СОЛЬФЕРИНО (La Bataille de Solférino), 2012, Жюстин Трие (Франция);
- ВОСПОМИНАНИЯ О ПАРИЖЕ (Revoir Paris), 2022, Алис Винокур (Франция);
- МЫ (Nous), 2021, Алис Диоп (Франция).
МУЛЬТИВЕРС
Кураторы: Катерина Белоглазова, Мария Готлиб, Диана Абу Юсеф, Василий Степанов
«Мультиверс» — традиционная внеконкурсная программа короткометражных фильмов, по разным причинам не вошедших в Международный конкурс. Но терять их как не хотелось, так и не хочется.
«В этом году мы брали в программу фильмы со следами тех противоречий, которые одновременно раздирают и формируют человека нашей эпохи. Три сеанса “Мультиверса” работают как антропологическая трилогия. Ее первая часть посвящена понятию “дома”, который осознан как вместилище личной и коллективной памяти. Второй говорит о социальности, то есть о тех ролях и функциях, которые навязаны человеку обществом. Наконец, третий сеанс “Мультиверса” выводит эти размышления на гуманитарно-философский уровень, речь пойдет о социальных и технологических условиях существования человека настоящего и будущего.
Среди именных героев “Мультиверса” этого года — Жан-Люк Годар (“Мастерская в Ролле. Путешествие”), актер Майкл Мэдсен в одной из своих последних ролей (“Ноша”) и легенда британского киноавангарда режиссер Джон Смит», — Катерина Белоглазова, одна из кураторов программы.
Фильмы:
- 67 МИЛЛИСЕКУНД (Soixante-sept millisecondes), 2025, fleuryfontaine (Франция);
- А. (А.), 2025, Рамон Бальсельс (Испания);
- БЫТЬ ДЖОНОМ СМИТОМ (Being John Smith), 2024, Джон Смит (Великобритания);
- В ДЕВЯТЬ РАЗ ЛУЧШЕ (Nio Gånger Bättre), 2025, Лоренцо Фоллари, Эмма Докк (Швеция);
- ВСПОМИНАЯ МАМУ (Ontem Lembrei de Minha Mãe), 2025, Леандро Афонсо (Бразилия);
- ДЕНЬ ЗА ДНЕМ (Jour après jour), 2025, Флоранс Паззоттю (Франция);
- КАНОН (El Canon), 2024, Мартин Сеэхер (Чили);
- КТО ЭТО БЫЛ? (Who Was Here?), 2025, Эви Стаму (Греция);
- ЛАМЕНТО (Lamento), 2024, Янник Гигер, Демиан Волер (Швейцария);
- МАСТЕРСКАЯ В РОЛЛЕ. ПУТЕШЕСТВИЕ (Atelier Rolle, un voyage), 2025, Фабрис Араньо, Жан-Поль Баттаджа (Швейцария);
- МЫ ГОТОВЫ К СМЕРТИ (Siam Pronti Alla Morte), 2024, Базилио Маритано Сайлер (Германия, Италия);
- МЫ НЕ БУДЕМ ПОСЛЕДНИМИ (We Will Not Be the Last of Our Kind), 2024, Мили Пешерер (Франция);
- НА РАССВЕТЕ (Kad svane), 2025, Стефан Иванчич (Сербия, Испания, Словения);
- НОША (The Things We Carry), 2025, Тибо Гоарен (США);
- ПОКИНУТЬ ДОМ (To Leave a House), 2024, Майя Деннехи (Франция);
- ЭВКЛИДОВ ЧЕЛОВЕК (Euclidean Man), 2025, Себастьян Паппалардо (Нидерланды).
РОССИЙСКОЕ МОЛОДОЕ: ПРОДОЛЖЕННОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Кураторы: Катерина Белоглазова, Мария Готлиб, Диана Абу Юсеф, Павел Пугачев, Алена Солнцева, Василий Степанов
Третий год подряд «Послание» ищет среди коротких метров интересное кино наших юных земляков и соединяет его под крышей нескольких сеансов. Внутренний принцип работы простой: один сеанс собирает команда отборщиков Международного конкурса, второй — их коллеги из Национального.
«Это действительно кино “молодое” — дебютное, учебное, порой ощутимо шероховатое и при этом амбициозное, многообещающее, вцепляющееся в своего зрителя, удивляющее. “Российское молодое” открывает новые имена тем, кто живет настоящим нашего кино и хочет с оптимизмом смотреть в его будущее», — куратор программы от Международного конкурса Василий Степанов.
«Мы отправили в программу пять ярких, самобытных работ о скрытом измерении повседневной жизни. Например, в “Черной пурге” мы попадаем в Норильск, который предстает здесь темным полуфэнтезийным царством. “Курьеры Камиллы” рассказывают о жизни курьеров, зафиксированной в “голосовухах” и чатах. А “Улица разбитых фонарей” рассматривает образ сотрудников правопорядка в массовой культуре — на примере детских воспоминаний автора, сына полицейского», — куратор программы от Национального конкурса Павел Пугачев.
Фильмы:
- АХУРМА, 2025, Андрей Соустин (Россия);
- ДАНЕТ, 2024, Сергей Кофман (Россия);
- КОЛЫБЕЛЬ, 2025, Меген Тарба (Абхазия);
- КУРЬЕРЫ КАМИЛЛЫ, 2024, Катя Гостева (Россия).
- ПЕСНЯ ДЛЯ ЮНОГО ГОЛОСА, 2025, Майя Гитер (Россия);
- ПЕТЕНЬКА ПЕТР, 2024, Алла Каххарова (Россия);
- ПОСЛЕ СМЕРТИ ОСТАЮТСЯ РУИНЫ, 2025, Надя Захарова (Россия);
- РЕПРОДУКЦИЯ, 2024, Иван Морозов (Россия);
- УЛИЦА РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ, 2025, Константин Сиденко (Россия);
- ЧЕРНАЯ ПУРГА, 2025, Мира Эркенова (Россия, Сербия);
- ЭФЕМЕРНОСТЬ, 2025, Елизавета Тимофеева (Россия).
OUT OF AUTOFOCUS. ФИЛЬМЫ МИХАИЛА БАСОВА
«35-й фестиваль “Послание к человеку” с гордостью представляет первую петербургскую ретроспективу Михаила Басова, видеохудожника с мировым именем, давнего друга, участника и члена жюри нашего фестиваля. Фильмы Михаила Басова не попадают ни в какие привычные категории и каноны, расширяя наши представления как о киноязыке, так и о повседневной реальности, из которой они рождаются. Его метод заключается в поэтическом и философском раскрытии случайности, ее удивительном развертывании во времени и пространстве. Это редкая и малоизученная область субъективной экспериментальной “документалистики”, для занятия которой нужен особый и очень внимательный взгляд. Программа Out of Autofocus, которую Михаил лично представит в Петербурге, рекомендована всем, кто интересуется кино и современным искусством», — отборщик Экспериментального конкурса In Silico Михаил Железников.
Фильмы:
- LA BAGATELLE, 2021, Михаил Басов (Россия);
- OUT OF AUTOFOCUS, 2016, Михаил Басов (Россия);
- ВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (Free Movements), 2013, Михаил Басов (Россия);
- КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ (Short Circuits), 2020, Михаил Басов (Россия);
- ЛЕСТНИЧНЫЙ ТАНЕЦ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ (A Plastic Bottle's Stair Dance), 2018, Михаил Басов (Россия);
- МЕСТО ВРЕМЕНИ (The Spot of Time), 2025, Михаил Басов (Россия);
- ФИЛЬМ ДЛЯ ВООБРАЖАЕМОЙ МУЗЫКИ (Film for Imaginary Music), 2014, Михаил Басов, Наталия Басова (Россия).
Параллельная программа
ОТМЕЧАЯ ЮБИЛЕЙ
Гран-при х 2: встречи с Сергеем Дворцевым и Александром Петровым
Обладатели Гран-при фестиваля разных лет встретятся с гостями. 22 октября о тридцатипятилетии жизненного и творческого пути расскажет режиссер Сергей Дворцевой, автор документальных и художественных картин, обладатель главного приза программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля за работу «Тюльпан». К событию приурочат показ документального фильма «В темноте». Открытый диалог, сопровождающий просмотр мультфильмов «Русалка», «Сон смешного человека», «Моя любовь» Александра Петрова, ожидает и гостей встречи с режиссером 23 октября на той же площадке. Художник-аниматор, единственный российский лауреат премии Американской киноакадемии «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм, поделится ретроспективным взглядом на свои работы и достижения.
Цикл интеллектуальных встреч «Как мы здесь оказались?»
18 и 19 октября круглые столы, объединенные красноречивым названием «Как мы здесь оказались?», соберут мыслителей и творцов, для которых размышление и работа в искусстве —излюбленный способ познания. Спикеры обсудят «судьбы скрещенья», породившие актуальный социокультурный контекст.
Круглый стол «От постистории в историю. Об иллюзиях и реальностях»
Участниками историко-философской беседы 18 октября в Новой Голландии станут ведущие философы Санкт-Петербурга. Доцент Центра практической философии «Стасис» Европейского университета Йоэль Регев, автор книг «Введение в эротическую философию Жоржа Батая» и «История животных» Оксана Тимофеева, доцент кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области гуманитарных и социальных наук СПбГУ, приглашенный преподаватель Европейского университета Александр Погребняк и доктор философских наук, доцент кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Артем Радеев попытаются определить, когда прогресс и трансформация перестали быть частью окружающей действительности. Модератором дискуссии выступит программный директор фестиваля «Послание к человеку» Михаил Ратгауз.
Круглый стол «Чем заняться искусству посреди мультикризиса»
Продолжит серию обсуждений в Новой Голландии круглый стол «Чем заняться искусству посреди мультикризиса» 19 октября. При помощи главного редактора журнала «Сеанс» и председателя отборочной комиссии Международного конкурса фестиваля Василия Степанова об искусстве турбулентной эпохи вместе подумают поэт, прозаик, эссеист Александр Скидан, литературовед и литературный критик Алексей Конаков, искусствовед, старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Сергей Фофанов, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета Глеб Ершов, философ Михаил Куртов и режиссер Маша Годованная, чья работа «Разговор» представлена в конкурсной программе смотра.
«Посланию – 35. Юбилейный сеанс»
18 октября в 14:00 юбилейный год проведения фестиваля ознаменуется встречей его президента, режиссера, народного артиста РФ Алексея Учителя с многолетними членами команды и друзьями смотра в Доме кино: легендой российского кинематографа, режиссером Андреем Смирновым, куратором Конкурса экспериментальных фильмов In Silico Михаилом Железниковым, киножурналистом Ольгой Шервуд, куратором программы «Панорама.doc» Наталией Пылаевой, по видеосвязи к гостям обратится режиссер, жена и соратница основателя фестиваля Михаила Литвякова Ирина Калинина. Встреча будет сопровождаться и «киномемуарами»: в программе — фильм Ирины Калининой «Послание к человеку» о самом первом фестивале, документальная работа Романа Померанцева «Литвяков к человеку», видеопоздравления к юбилею от обладателей Гран-при из разных стран и российская премьера — отрывок из телефильма Аньес Варда «Отсюда туда» о путешествии на фестиваль в Северную столицу.
ПРОМЕЖУТОК
«Петербургское кино. Опыты девяностых»: дилогия памяти
Вечера воспоминаний от культовых деятелей санкт-петербургского кинематографа о великой и ужасной эпохе 1990-х при участии куратора программы «Промежуток: кинокультура Петербурга 1990-х» Егора Сенникова откроются 19 октября встречей режиссера, киноведа, учредителя журнала «Сеанс» Любови Аркус, художника по костюмам Надежды Васильевой, продюсера, руководителя кинокомпании CTB Сергея Сельянова и режиссера, президента фестиваля, народного артиста РФ Алексея Учителя.
В числе участников второго вечера воспоминаний, который пройдёт 21 октября, — киновед и историк кино Олег Ковалов, художник и член творческой группы «Митьки» Дмитрий Шагин, режиссер Эдуард Шелганов, кинокритик и историк Дмитрий Савельев, кинооператор картин Александра Сокурова и Евгения Юфита Александр Буров и художник-постановщик, лауреат премии «Ника» Елена Жукова, режиссер, вдова Евгения Юфита Маша Годованная.
«Петербургское кино 1990-х — это хроника перелома и пространство экспериментов. Сегодня, спустя десятилетия, важно вновь обратиться к этим фильмам: понять, как они создавались в условиях кризиса, каким был опыт их просмотра и какое наследие они оставили. Два круглых стола фестиваля соберут режиссеров, продюсеров, критиков и художников, чтобы поговорить о петербургском кино той эпохи — и о его авторах, и о зрителях», — куратор программы «Промежуток: кинокультура Петербурга 1990-х» Егор Сенников.
АР-ДЕКО
Легендарный стиль в пяти лекциях
В этом году ар-деко исполняется сто лет, и удивительное стечение двух юбилеев позволило взглянуть на стиль, основой которого стало противоречие, как на самую честную рифму к нашей эпохе. Кроме специальной кинопрограммы, организаторы в сотрудничестве со Школой дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург подготовили цикл лекций о «трехкратном ровеснике» фестиваля. Лекции 18 и 24 октября пройдут в образовательном пространстве Doctrina Et Nobiles: старший преподаватель курса «История и теория дизайна», кандидат философских наук и кинокритик Дарина Поликарпова расскажет о том, как ар-деко породил «нечистое кино», а академический руководитель магистратуры Школы дизайна, старший преподаватель НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения Ксения Малич посвятит свою лекцию образу сверхчеловека в архитектуре и дизайне эпохи ар-деко.
25 октября в Канатном цехе завода «Красный гвоздильщик» перед гостями выступят основатель бренда House of Leo, главный куратор профиля бакалавриата «Дизайн одежды» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Леонид Алексеев, главный куратор профиля «Дизайн среды и интерьера» в Санкт-Петербурге, архитектор и художник паблик-арта Андрей Пунин и магистр теории моды, историк искусств Дарья Романова. Слушатели расширят интеллектуальные горизонты благодаря знакомству с модной реконструкцией в самоидентичности, женской модой эпохи ар-деко и архитектурой утопии.
На один день, 25 октября, Канатный цех превратится в царство подлинного синтеза искусств, вдохновленного большой идеей: в рамках учебного проекта «Поворот времен»студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ модели представят модную коллекцию в стиле ар-деко, звезды балета «станцуют» кинематографические сюжеты 1920-х, а специально созданная к событию инсталляция авторских арт-объектов будет посвящена первому в истории стилю, который был назван «тотальным».
Благодаря коллаборации фестиваля с просветительской компанией «Петербург глазами инженера» параллельная программа выходит на улицы: автобусно-пешеходную экскурсию «Наш ар-деко: разглядеть неочевидное» проведут в Санкт-Петербурге 5, 12 и 26 октября. Маршрут построен в формате неспешного путешествия по разным эпохам, участники которого увидят, как ар-деко использовали в дореволюционных домах Петербурга, зданиях 1930-х годов и современных постройках.
Эффектному стилю — эффектное украшение программы: 23 октября в Доме радио пройдет премьерный показ танцевального спектакля «КАМЕНЬ БЕЗУМИЯ, или Посвящение хаосу». Танцевальный перформанс, поставленный хореографом Алевтиной Грунтовской в сотрудничестве со сценографом Вероникой Туркановой, балансирует между кинематографом, литературой и танцем, вобрав идею выхода реальности из-под человеческого контроля, вдохновленную книгой чилийского философа Бенхамина Лабатута «Камень безумия».
МАСТЕР-КЛАССЫ
О тонкостях киноискусства из первых уст узнают участники мастер-классов авторитетных и любимых зрителями кинематографистов на площадке СПбГИКиТ. 21 октября пройдет онлайн-встреча с живым классиком мультипликации, режиссером Андреем Хржановским(«Нос, или Заговор “не таких”»). 22 октября в Санкт-Петербургской школе нового кино состоится совместный мастер-класс художников Платона Инфанте и Дарьи Коноваловой-Инфанте на тему «Интермедиальность в современном искусстве». В тот же день мастер-класс проведет Сергей Дворцевой, а 23 октября поделится секретом создания грамотного документального киноповествования Сергей Мирошниченко, автор цикла «Рожденные в СССР», академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Санкт-Петербургская школа нового кино примет мастер-класс видеохудожника и давнего друга фестиваля Михаила Басова, программа фильмов которого вошла в число спецпрограмм киносмотра.
АККРЕДИТАЦИЯ СМИ
Фестиваль традиционно примет на своих площадках представителей прессы и блогеров: аккредитация осуществляется на основе заявки-анкеты, заполняемой на сайте киносмотра. Подача заявок завершается 11 октября 2025 года.
Дополнительная информация для СМИ, комментарии и интервью: Елена Баркова, elena.barkova@gmail.com.
О кинофестивале Послание человеку
Фестиваль «Послание к человеку» основан в 1989 году в Ленинграде режиссером Михаилом Литвяковым, ныне почетным президентом кинофестиваля. В 2010 году президентом кинофестиваля стал Алексей Учитель — режиссер документальных и игровых фильмов, народный артист России.
В центре фестивальной программы — три конкурса. Ежегодно отборочная комиссия получает несколько тысяч заявок со всех континентов. В конкурсных и внеконкурсных программах участвуют более 150 фильмов. Полнометражные документальные работы и короткометражные документальные, игровые и анимационные фильмы наравне борются за Гран-при Международного конкурса.
За 30 лет членами жюри, гостями и участниками фестиваля были Вернер Херцог, Изабелль Юппер, Никита Михалков, Ульрих Зайдль, Паоло Соррентино, Фанни Ардан, Тонино Гуэрра, Виктор Косаковский, Гарри Бардин, Фолькер Шлендорф, Аньес Варда, Годфри Реджио, Эмир Кустурица, Збигнев Рыбчинский, Ульрих Грегор, Лео Харвитц, Геррит ван Дейк, Сергей Дворцевой, Сергей Лозница, Мира Наир, Джонатан Розенбаум, Александр Сокуров, Семих Капланоглу, Абделатиф Кешиш, Билл Плимптон, Алан Берлинер, Нико фон Глазов, Гелена Тржештикова, Марина Голдовская и многие другие.
Подача заявок на участие
Подать заявку на участие картины в конкурсном отборе можно:
- через форму на сайте кинофестиваля: message2man.com
- через онлайн-платформы: FilmFreeWay, FestHome.
За подачу заявки для участия в Национальном и в Экспериментальном конкурсе In Silico оплата не взимается.
При подаче заявки в Международный конкурс необходимо оплатить взнос в размере:
- 20 евро (или 2000 рублей) для полнометражных документальных фильмов (от 40 до 120 мин);
- 10 евро (или 1000 рублей) для короткометражных игровых фильмов (до 30 мин);
- 7 евро (или 700 рублей) для короткометражных документальных фильмов (до 40 мин);
- 7 евро (или 700 рублей) для короткометражных анимационных фильмов (до 30 мин).
Оплата производится на сайтах онлайн-платформ. В Международном конкурсе заявка считается неполной и не будет рассматриваться отборочной комиссией при отсутствии платежа.
Дирекция кинофестиваля «Послание к человеку» просит внимательно ознакомиться с полным Регламентом фестиваля.
Помимо основной конкурсной программы, на 35-м МКФ “Послание к человеку” зрители смогут увидеть внеконкурсные программы, ретроспективы, поучаствовать в мастер-классах и в творческих встречах с известными российскими и иностранными кинематографистами.
Также в рамках 35-го “Послания к человеку” уже в третий раз состоится Индустриальная программа, в которую войдут Питчинг неигровых проектов "Послание на завтра", программа премьерных показов неигровых сериалов российских онлайн-кинотеатров, круглые столы и профессиональные дискуссионные панели с участием авторитетных представителей российской киноиндустрии.
Информация о мероприятии предоставлена пресс-службой кинофестиваля Послание к человеку.
Встретимся в октябре на кинофестивале Послание к человеку 2025 в Санкт-Петербурге!


